Родителям о социально-психологическом тестировании в 2023 году
Во всех образовательных организациях с 2019 года Российской Федерации для проведения социально-психологического тестирования обучающихся используется Единая методика (далее ЕМ СПТ, Методика), разработанная Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации.
С учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/20 учебного года использование ЕМ СПТ является обязательным для всех образовательных организаций.
В основу ЕМ СПТ положен методический комплекс для выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в зависимое поведение, разработанный в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2015г. и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». В 2022 году по поручению Министерства просвещения Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» ЕМ СПТ была доработана. При доработке принималось во внимание то, что лица, склонные к различным формам рискового поведения (в том числе аддиктивного) поведения, в силу различных причин в структуре индивидуальности имеют специфические особенности выраженности когнитивного, регуляторного и интенционального компонентов.
Методика показала свою эффективность и универсальность.
ЕМ СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты. Рисковое поведение представляет собой целостную активность человека, которая направлена на удовлетворение психологических, биологических, физиологических и социальных потребностей, связанных с повышенным риском[1].
Рисковое поведение – поведение, несущее добровольное допущение риска для здоровья или жизни субъекта, содержащее определенные выгоды и цели и неочевидный баланс положительных и отрицательных исходов, субъективно воспринимаемый как значимый, при этом субъективное значение положительных и отрицательных исходов такого поведения для подростка существенно больше, чем для взрослого[2].
К формам рискового поведения обучающихся сегодня относятся:
Формы аддиктивного поведения – наркомания, алкоголизм, интернет и компьютеромания, адреналиномания[3].
Формы деструктивного и аутодеструктивного поведения, не связанные с аддикциями – суицид, буллинг, расстройства пищевого поведения.
Поведение, связанное с деструктивным характером социальных групп и объединений – интернет-среда и социальные сети, вовлечение в организации экстремистского содержания, в частности АУЕ, «Колумбайн»[4], автономный скулшутинг, вовлечение в деструктивные культы.
Расширение концептуальных основ ЕМ СПТ позволяет диагностировать риски и прямые опасности указанных феноменов.
Когнитивный компонент описывает конфликт между побуждениями к соблюдению и нарушению не только социальных норм поведения, но и вообще любых границ и ограничений. Первичность этого фактора указывает на значимость решения этого конфликта для обучающихся, склонных к риску. С одной стороны, соблюдение норм и ограничений, налагаемых социумом, может восприниматься как «потеря свободы», с другой стороны, существование вне социума также невозможно. Дилемма «свобода-несвобода» создает перманентный конфликт личности с социумом. От решения этого конфликта зависит степень социальной включенности или изолированности обучающегося, склонного к риску. При этом говорить о тотальной непреодолимости этого конфликта не приходится. В случае с развитой рассудочной регуляции поведения напряженность этого конфликта снижается и становится возможной социальная включенность обучающихся, склонных к риску.
Интенциональный компонент указывает на то, что социальная среда воспринимается обучающимися, склонными к риску, как враждебная, либо провоцирующая, либо репрессирующая ненормативное поведение. В более широком смысле компонент указывает на наличие у обучающихся, склонных к риску, конфликта между стремлением к социально-позитивной вовлеченности в систему социальных контактов и отношений и, с другой стороны, стремлением находиться в оппозиции к социуму, готовностью противопоставлять себя обществу вплоть до нарушения морально-этических и юридических норм. Однако социальная включенность подразумевает и соблюдение социальных норм, ограничивающих свободу. Таким образом, возникает дилемма «свобода-несвобода», создающая перманентный конфликт личности с социумом, который можно более конкретизировать как решение дилеммы «Будь аутсайдером или инсайдером?» От решения этого конфликта также зависит степень социальной включенности или изолированности личности, ее социальная оппозиционность и протестность, либо включенность и продуктивность.
Регуляторный компонент описывает борьбу с импульсивными стремлениями обучающихся, склонных к риску. В более широком смысле компонент говорит о том, что обучающиеся, склонные к риску, будучи включенными в социум, постоянно решают противоречие между побуждениями к реализации не только аддиктивного, но и другого социально неприемлемого поведения, провоцируемого внешними и внутренними силами, и его недопущением путем произвольного, волевого самоконтроля поведения. Обучающиеся, склонные к риску, вынуждены совершать выбор между стремлением к удовольствию и возбуждением от него. Успешность решения этого противоречия будет зависеть от уровня выраженности самоконтроля и социальной включенности. Подавляющая часть обучающихся, склонных к риску, сталкиваясь с необходимостью самоконтроля поведения в условиях культурного давления, будет испытывать конфликт с социальной средой. Фактически дилемма «свобода-несвобода» дополняется дилеммой «наслаждение-аскеза», усиливающая напряженность и актуализированность рисковых (в том числе аддиктивных) паттернов поведения и готовности к ним.
Специфические особенности индивидуальности обучающихся, склонных к риску, описываемые в рамках представленных компонентов структуры индивидуальности, определяются биологическими основаниями, детерминантами и факторами риска.
К биологическим основаниям относятся: мутации генов, нарушения метаболизма нейротрансмиттеров, различные морфологические нарушения структур головного мозга и его функциональности различной этиологии.
К детерминантам – взаимосвязь и взаимообусловленность рискового поведения с различными соматическими патологиями и аномалиями развития, социально-средовыми факторами, включая семейные, индивидуально-психологические особенности.
Общими и для биологических оснований, и для детерминанта развития вступает дороговизна и невозможность диагностики их состояния в условиях образовательной организации. Кроме того, необходимо учитывать широкую вариативность их проявлений в поведении человека. Что требует огромной батареи диагностических методов. Все это затрудняет получение диагностических сведений. В связи с этим исследователи сосредотачиваются на факторах риска, которые можно непосредственно наблюдать, фиксировать и оценивать. Согласно данным академических источников, к ним можно отнести следующие факторы.
- 1. Социально-средовые факторы:
- .
- понижение уровня образованности и культуры;
- асоциальная референтная группа или окружение;
- отвержение референтной группы;
- безнадзорность, заброшенность родственниками;
- школьная или социальная дезадаптированность;
- Семейные факторы:
- неполная семья, разведенные родители, распад семьи;
- низкий культурный и образовательный уровень родителей;
- алкоголизация родителей и особенно матери;
- патохарактерологические особенности родителей;
- властность, жестокость родителей;
- спутанность «добра» и «зла» в воспитательной политике;
- авторитарный и неустойчивый тип воспитания;
- двойные стандарты в поведении родителей;
- обесценивание института образования родителями;
- обесценивание института семьи родителями;
- гипо- или гиперопека родителями;
- трансляция родителями позиции вторичности ребенка;
- игнорирование эмоциональных переживаний ребенка;
- затяжные конфликтные отношения с родителями;
- отсутствие эмоционального контакта с родителями;
- дефицитарность и обеднение общения с родителями;
- нарушение привязанности к родителям.
- Медицинские, объективно фиксируемые факторы:
- различные степени олигофрении;
- психопатология, особенно эпи- и шизоформная;
- психопатические расстройства личности всех типов;
- патологии головного мозга и черепно-мозговые травмы;
- посттравматические стрессовые расстройства;
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
- патологизация нормальной физиологии;
- медицинское употребление ПАВ.
- Индивидуально-психологические факторы:
- ведомость;
- зависимость поведения от случайных факторов;
- ослабление самоконтроля поведения и воли;
- ослабление контроля эмоций, импульсивность;
- дисфории, злобность, мстительность, завистливость;
- примитивность потребностей, потребительство;
- фрустрация потребностей;
- неспособность предвидеть последствия своего поведения;
- стремление самоутвердится или фрустрация этого стремления;
- асоциальные (геденистические) поведенческие установки;
- проявление явной физической агрессии против людей;
- неадекватная замкнутость, отчуждение, самоизоляция.
В целом авторы отмечают комплексный (множественный) характер факторов, определяющих рисковые формы поведения, указывают на невозможность составления однозначного единого реестра маркеров риска. Однако в качестве «методологического» ключа для разработки диагностического инструмента выявления риска и их носителя авторы указывают на необходимость рассмотрения соотношения «факторы риска-факторы защиты», где вероятность рискового (в том числе аддиктивного) поведения определяется их соотношением. Именно данный подход был использован как для создания, так и для доработки ЕМ СПТ.
Методика является опросником и состоит из набора утверждений. Доработка стимульного материала ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» осуществлялась с опорой на пункты методики, разработанной МГУ им. М.В.Ломоносова в 2015г. и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».
Изначально ЕМ СПТ была предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Она осуществляла оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов зашиты, воздействующих на обучающихся. Выявляла повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.
Доработанная ЕМ СПТ способна диагностировать не только риски аддиктивных форм поведения, но и иные формы рискового поведения обучающихся.
ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста с 13 лет.
Доработанная методика представлена в трех формах:
- Форма «А» содержит 130 утверждений, для тестирования обучающихся 7 – 9 классов.
- Форма «В» содержит 170 утверждений для тестирования обучающихся 10 – 11 классов.
- Форма «С» содержит 170 утверждений для тестирования студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента профилактической деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную психолого-педагогическую адресную помощь.
На основании результатов методики для обучающихся с показателями высокой и высочайшей вероятности рискового поведения, в том числе вовлечения в зависимое поведение, рекомендуется разрабатывать индивидуальные и групповые профилактические программы.
Ограничения использования
ЕМ СПТ не используется для оформления заключений о наркотической или иной зависимости обучающегося.
К организации проведения СПТ и интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие подготовку по работе с ЕМ СПТ[5].
ЕМ СПТ полностью или какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.
ПЕРЕЧЕНЬ ИССЛЕДУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕМ СПТ
- Факторы риска – факторы, повышающие вероятность дебюта аддиктивных форм поведения или закрепляющие и поддерживающие паттерны поведения, характерные для различных форм рискового поведения.
Плохая приспосабливаемость, зависимость – отсутствие активного приспособления и самоизменения во всех необходимых индивидных и личностных свойствах и качествах, применительно к изменяющимся или новым условиям социокультурной среды, использование пассивных и преимущественно регрессивных стратегий поведения. В кластер плохой приспосабливаемости и зависимости входят: поиск опеки и покровительства, неуверенность в себе, неопределенность интересов и жизненных целей, безропотность, наивность в представлениях о жизни, несамостоятельность, депрессивное реагирование на трудности, осознанное избегание любых ситуаций преодоления, пассивно-потребительское отношение к жизни.
Потребность во внимании группы – потребность получать позитивный отклик от группы в ответ на свое поведение, с чем также связаны стремления нравится, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться), в связи с чем отмечается повышенная восприимчивость к воздействию группы или ее членов. В гипертрофированной форме эта потребность может проявляться в виде неспособности переносить групповое психологическое давление, в стремлении угождать, в болезненном страхе конфликтов и желании избежать их любым способом, в полном подчинении себя группе, в готовности полностью изменить свое поведение и установки вплоть до подавления собственной аутентичности.
Принятие асоциальных (аддиктивных) установок – «…совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, побуждающих гедонистическое отношение к жизни. Оно выражается в проявлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьет, того болезни не берут» и т.д.) Вследствие этого снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («все нормально», «я могу себя контролировать», «наркоманы – хорошие и интересные люди» и т.д.)
Стремление к риску – побуждение к созданию, поиску, повторению ситуаций, прямо или потенциально опасных для жизни, с целью получения от этого удовольствия. Удовольствие получается от переживания и последующего преодоления страха и иных острых ощущений в ситуации опасности. Прямо или косвенно опасность различной интенсивности создается и для окружающих людей, не вовлеченных в круг аддиктивного (рискового) поведения. Выступая в качестве автономного побуждения, стремление к риску также входит в симптоматику аддиктивного поведения. В качестве примера стремления к риску можно отметить паркур, роуп-джампинг, банги-джампинг, бэйс-джампинг, руфинг, любовь к вечеринкам, на которых отсутствуют нормы поведения (wild parties», «вписки»), модификации тела и т.д.
Импульсивность – устойчивая склонность действовать по первому побуждению, зависимость поведения или личной позиции от случайных внешних обстоятельств, внешнего эмоционального фона или спонтанных внутренних побуждений.
Тревожность - предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, приводящих к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству, напряженности.
Фрустрированность – «…психическое состояние тягостного переживания, вызванное невозможностью удовлетворения уже активированной, актуализированной потребности, достижения значимой цели. Объективные и субъективные факторы, производящие фрустрацию, классифицируются на три генеральные категории – фрустрация задержкой (препятствием) удовлетворения потребности; фрустрация срывом поведения, направленного на удовлетворение активированной потребности; фрустрация конфликтом»[6].
Склонность к делинквентности[7] – склонность, стремление к совершению асоциальных, осознанных, волевых, конкретных деяний отдельным лицом или группой лиц, обладающих деликтоспособностью[8], за которое предусмотрена определенная юридическая ответственность. Таким образом, за деликтом (правонарушителем) признается обладание им правоспособностью[9], дееспособностью[10] и деликтоспособностью.
- Факторы защиты (протективные факторы) – факторы, повышающие психологическую устойчивость личности к воздействию факторов риска.
Принятие родителями – поведение и отношение родителей, формирующее у обучающегося чувство своей значимости, нужности, дающее субъективно достаточное чувство любви, теплоты человеческих отношений, способствующее формированию психологического благополучия личности.
Принятие одноклассниками (одногруппниками) – поведение и отношение сверстников, формирующее у обучающегося чувство принадлежности к группе и сопричастности к общим целям и интересам, развивающее способность вступать в отношения и быть в них без потери собственной аутентичности и автономности, способность отстаивать себя и свою позицию в спорах или конфликтах без разрушения межличностных отношений.
Социальная активность – «…действия и способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулирование общественной задачи (деятельности), обладающей просоциальной ценностью. В результате осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного «Я» личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге личность принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов. По мере «восхождения» от социального индивида к личности возрастают роль инициирующих действий, качество и общественная значимость результатов»[11]. Социальная активность личности тесно связана с явлением социальной включенности личности, которая определяет меру установления оптимальных связей между конкретной личностью и конкретной социокультурной средой[12].
Самоконтроль поведения – способность управлять своими эмоциями и действиями, противостоять случайным внешним стимулам или спонтанным внутренним импульсам, сдерживать себя и вести себя адекватно обстоятельствам или социальной ситуации. Обычно самоконтроль поведения противостоит импульсивности.
Самоэффективность[13] – уверенность в своих силах достигать поставленных целей, несмотря на препятствия или физические и эмоциональные затраты, уверенность в эффективности собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Самоэффективность определяется широтой диапазона паттернов поведения, приобретенным опытом, наличием подкрепления, самооценкой.
Адаптированность к нормам – процесс и результат активного приспособления личности к условиям социальной среды (среды жизнедеятельности) путем усвоения социальных целей, ценностей, норм, стиля поведения, принятых в обществе, предполагающие их согласование с потребностями и стремлениями самой личности.
Фрустрационная устойчивость – способность без выраженных негативных переживаний отсрочить во времени удовлетворение актуализированной потребности или достижение значимой цели, опираясь на когнитивную оценку имеющихся условий и собственных возможностей.
Дружелюбие, открытость[14] - благожелательное, дружественное отношение к другим людям, способность доверять и быть открытым новым отношениям, способность быть в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.
Шкала лжи – создана для выявления недостоверных результатов, связанных с небрежностью обучающегося, аггравацией, диссимуляцией, симуляцией, склонностью давать преднамеренно неправдивые ответы. Однако и такие ответы не отбрасываются как недостоверные, а корректируются посредством понижающего коэффициента, полученного методом регрессионного и дисперсионного анализа.
ПРИНЦИПЫ ЕМ СПТ:
- ¾ Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.
- Конфиденциальность (для формата ЕМ СПТ). Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в единственном экземпляре в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Добровольность. Тестирование обучающихся проводится при наличии информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие) самих обучающихся достигших пятнадцатилетнего возраста, либо одного из родителей или законного представителя, если обучающийся не достиг данной возрастной категории.
- Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.
- Принцип развития. По итогам использования ЕМ СПТ в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.
- Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.
[1] Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? // Клиническая и социальная психология. 2013. №3. С.62-73.
[2] Авдулова Т.П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. № 2. С. 43-52.
[3] Феномен рискового поведения шире, чем феномен аддикций.
[4] Запрещенные организации на территории Российской Федерации.
[5] Подготовка проводится Региональным оператором тестирования с использованием различных форм и форматов.
[6] Переменная «фрустрированность» представлена в формах «В» и «С» ЕМ СПТ, в форме «А» она отсутствует.
[7] Переменная склонность к делинкверности представлена в формах «В» и «С» ЕМ СПТ, в форме «А» она отсутствует.
[8] Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершаемые деяния.
[9] Правоспособность – способность быть носителем субъектных прав и юридических обязанностей.
[10] Дееспособность – способность осознавать свои действия и их последствия.
[11] Ситаров В.А., Маралов В.Г. Социальная активность личности (урони, критерии, типы и пути ее развития)//Проблемы педагогики и психологии. 2015.№4. С. 167-168
[12] Смирнов А.В. Социальная включенность личности и ее связь с уровнем проявлений профессионально важных качеств руководителя // Педагогическое образование в России. 2018. №11. С.124-131.
[13] Переменная «Самоэффективность» представлена в формах «В» и «С» ЕМ СПТ, в форме «А» она отсутствует.
[14] Переменная «Дружелюбие, открытость» представлена в формах «В» и «С» ЕМ СПТ, в форме «А» она отсутствует.